6. СУЩНОСТЬ И АТРИБУТЫ БОГА

          1. ДОКТРИНА В ЦЕЛОМ

         

         Бог явил Себя в Писании как единственный Бог, Бог Живой, тот, кто в отличие от всех других существует от вечности верховным и совершенным, «ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров» // «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» // «и Он есть прежде всего, и все Им стои́т». (Втор. 10:17, 1Тим. 6:15-16, Кол. 1:17). Поэтому, хотя Библия иногда использует имя «бог» или «боги» по отношению к ложным богам и властям, она проводит различие между Единым Истинным Богом и так называемыми богами. В ней ясно сказано, что «идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4).

          Более того, имена, которые Бог применяет к Себе в Писании, - это не просто названия, а описание Самого Бога с точки зрения Его естества, атрибутов и действий. Это особенно верно в отношении имени Яхве или Иегова, которое берет своё начало в Писании и отличает библейского Бога от всех остальных. Это имя имеет общее происхождение с божественным именем «Сущий» и может быть переведено как «Я есмь / Я Тот, кто есть». В словах «Бог сказал Моисею: Я ЕСМЬ СУЩИЙ; итак ты скажешь сынам Израилевым: СУЩИЙ послал Меня к вам» Бог открывает Себя как вечное существо (Исх. 3:14). Через слова «И сказал Бог Моисею: скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал Меня к вам» Бог открывает Себя как Бог Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:15). А слова «Я Господь [Яхве], это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» объясняют, почему божественное имя Яхве или Иегова никогда не применяется ни к одной сотворенной вещи (Ис. 42:8).

          Когда мы описываем человека, мы можем описать его по его сущности (происхождение, внешность), по его достижениям или по его качествам (добрый, честный и т. д.). Однако ни одна из этих вещей не описывает его сущностную суть. Достижения могут быть выдуманы, внешность и характер могут измениться, и даже происхождение человека может быть неверным, поскольку некоторым людям никогда не говорят, что они были усыновлены. В отличие от этого, библейские описания происхождения Бога («Я есмь»), достижений или атрибутов раскрывают Его основную сущность, которая никогда не изменится. Как написано: «Я Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6).

          Слова «нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня» говорят нам о том, что Бог праведен (Ис. 45:21). Слова «Господь долготерпелив и многомилостив» говорят нам о том, что Бог милосерден (Чис. 14:18). А слова «Бог не человек, чтобы лгать» говорят нам о том, что Бог правдив (Чис. 23:19). Это три атрибута Бога. Однако когда эти качества приписываются какому-либо человеку (когда мы говорим, что кто-то справедлив, милосерден, правдив и т. д.), лучшее, что мы можем найти в человеке, далеко не достигает совершенства. Оно не настолько несовершенно, что совершенно не соответствует тому, что Бог открыл о Себе. На самом деле, недостатки, которые мы видим в людях, помогают нам еще больше ценить Бога. Тем не менее, атрибуты, которые мы приписываем людям, являются дарами Божьими, а не частью их сущности, и могут быть утрачены.  Человек может перестать быть справедливым, человек может перестать быть милосердным, человек может перестать быть правдивым, человек может даже перестать жить, но Бог никогда не меняется.

         Изучая то, что Бог открывает о Себе в Писании, важно строго придерживаться того, о чем говорится, не давая волю воображению. Слова «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан» напоминают нам о нашем собственном невежестве и об опасности полагать, что мы знаем больше, чем написано в Библии (1Кор. 13:12). Например: много вреда причинили те, кто извращает то, что Библия говорит о Божьей доброте, в оправдание греха, или извращает то, что Библия говорит о Божьей ненависти к греху, в отрицание Евангелия. Короче говоря, мы должны позволить Писанию определить Божьи качества.

 

God's Essence and Attributes The Doctrine in General