9. ОБ ОБЫЧАЯХ КРЕЩЕНИЯ

          Позвольте мне с самого начала пояснить, что когда я говорю об обычаях крещения, я не имею в виду ничего из того, что Бог заповедал в отношении крещения. Хотя Христос повелел нам «учить все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», на протяжении веков возникло множество обычаев (Матф. 28:19). Существуют не только различия в способе подачи воды или в используемых формулировках, но и ряд других обычаев, таких как произнесение имени крещаемого, которые не заповеданы Писанием, но должны быть сохранены, потому что служат благой цели и их отказ вызвал бы ненужные споры. Один из таких обычаев связан с тем, как наносится вода. По этому поводу Мартин Лютер сделал следующие заявления.

       «Первое, что следует учитывать в крещении, - это Божественное обетование, которое гласит: «Кто будет веровать и креститься, тот спасется»... Вторая часть крещения — это знак, или таинство, которое заключается в погружении в воду, от чего оно и получило свое название. Ибо греческое baptizo означает «я погружаю», а baptisma - «погружение». (Из книги «Вавилонское пленение Церкви» Мартина Лютера, 1520 г.).

        «Акт или обряд [крещения] состоит в том, что нас опускают в воду, которая течет над нами, и снова вынимают из нее. Эти два момента — погружение в воду и выход из нее - означают силу и действенность крещения, которое есть просто умерщвление в нас ветхого Адама и воскрешение нового человека, причем оба эти действия продолжаются в нас, пока мы живем на земле» («Большой катехизис», перевод д-ра Ленкера, стр. 168-169).

      Обратите внимание, что Лютер говорит о погружении. Он даже перевел древнюю литургию крещения, которая призывала к погружению. В то же время он никогда не настаивал на погружении и подчеркивал, что первостепенное значение имеет вера во Христа, а не способ применения воды. Чтобы понять его мотивы, нам необходимо осознать, что существует разница между погружением и погружением. Погружающиеся, которые понимают это, иногда используют термин «полное погружение». Более того, греческая церковь, которая до сих пор крестит «погружением», делает это, усаживая  человека в воду и одновременно выливая воду ему на голову. По этой (и другим) причинам Лютер не видел ничего плохого в крещении через обливание.

          Во многих американских церквях крестят, укладывая человека на спину, что основано на толковании слов «Мы погребены с Ним [Христом] крещением... Если мы соединены были подобием смерти Его, то будем соединены и подобием воскресения Его» (Рим. 6:4-5). Однако более традиционный подход заключается в том, чтобы крещаемый стоял на коленях в воде, а пастор опускал его голову вниз (под воду), говоря: «Я крещу тебя и т. д.». Я хочу подчеркнуть, что действенность крещения определяется не тем, как наносится вода, а верой во Христа. Поскольку крещение — это церемониальное провозглашение Евангелия, мы получаем обещанное (омовение от греха) только через веру во Христа.

      Можно упомянуть еще много других обычаев: упоминание греха Адама, крестное знамение, чтение Марка 10:13-16 и молитвы. И в этих обычаях нет ничего плохого. Однако они не являются необходимыми.

          Практика иметь восприемников, или крестных родителей, возникла в те времена, когда христианская церковь подвергалась гонениям. Родители, которые могли стать мучениками, стремились крестить своих детей, а крестными родителями становились собратья-христиане, обещавшие позаботиться о христианском воспитании детей в случае гибели родителей. Однако, к сожалению, сегодня многие родители не воспринимают идею крестных родителей всерьез, а иногда даже приглашают в качестве восприемников неверующих друзей и родственников. В таких случаях пастор не может всерьез просить их позаботиться о том, чтобы дети получили христианское воспитание, и может лишь указать их в качестве свидетелей, но не крестных родителей. А враги веры (атеисты, сектанты) вообще не должны допускаться в качестве свидетелей.

 

Regarding Baptismal Customs